Патриаршее подворье

Соц Сети

18 Авг

Протоиерей Олег Стеняев БЕСЕДА НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках)

Протоиерей Олег Стеняев

БЕСЕДА НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках)

 

Сегодня мы проведем беседу, в нашем храме, по Евангелию от Матфея и мы начинаем чтение 17-й главы с 1-го по 13-й стих. И общее название беседы Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Скрытый и не лежащий на поверхности смысл Преображения Господня заключается в том, что еще живя на этой земле и в этом теле, люди иногда оказываются способными перешагнуть границу, или грань между земным и надмирным (Небесным).

Данная Беседа возводит нас на высоту поистине не достижимую для человеков и как бы выводит нас за приделы видимого мира. Об этом свидетельствует и 1-я часть 1-го стиха 17-главы, где сказано:

 

«По прошествии дней шести…» (Мф.17:1а).

 

Почему апостол Матфей обращает внимание, казалось бы, на такую несущественную деталь: «По прошествии дней шести»? Число 6-ть означает человеческую повседневность, когда «будешь заниматься обычными твоими делами ». Следовательно 3-и шестерки означают эгоизм, возведенный в степень некоего абсурда, гордыню и себялюбие. Сказано: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих (т. е. всего того, что делаешь для себя – О.С.) во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова…» (Ис.58:13-14).

Данный отрывок из пр. Исаии показывает нам, как День посвященный Богу, выделенный из чреды обычных дел наших, может усовершенствовать и возвысить нас. Т. е. как бы раздвигаются горизонты повседневности серых буден, и апостолы вводятся в иной мир. И не важно уже, когда это происходит, в субботу или пятницу, главное – это пережить новую реальность, вырваться за пределы земной седмицы и стать причастником того самого Дня, когда вечер уже не приблизится, и ночь где никогда не наступит.

Ап. Иоанн Богослов, так описал этот вечный День:

«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец». – Т. е. реален будет только Бог и то, что в Нем и с Ним. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец». –Т.е. только причастные свету Христову смогут войти в этот таинственный, никогда не прекращающийся 8-й ДЕНЬ.

«Спасенные народы будут ходить во свете его…». Т.е. представители самых разных наций наполнят Новый Иерусалим, город, сходящий с Неба, как описывает его ап. Иоанн Богослов (Откр.21:2). И далее ап. Иоанн так описывает сие чудное место:

«Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет». Т. е. это будет невечерняя слава Вечного Дня. И далее:

«И принесут в него славу и честь народов». – Т. е. каждая поместная церковь украсит своим национальным колоритом индивидуальности и святости этот удивительный Город… (Откр.21:22-26).

Но вернемся к апостолам, которых Господь Иисус Христос возводит на Фаворскую гору. Во 2-й части 1-го стиха 17-й главы Евангелия от Матфея мы читаем:

 

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф.17:1б).

 

Здесь возникает вопрос: Почему Сын Божий желает преобразиться пред таким малым числом людей. Ответ очевиден: толпа именно нравственно не способна пребывать в богообщении. О явлении Бога на Синае сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх.20:18-19). Т. е. грех и святость есть понятия не только не соединимые, но и не могующие прибывать хотя бы в некоем общении.

Феофилакт Блаженный так истолковал эти слова: «На высокую гору возводит их, показывая, что кто не возвысится, тот не достоин таковых созерцаний. Делает это Христос особенно потому, что Он имел обыкновение величайшие Свои чудеса совершать втайне, чтобы, видимый многими, как Бог, не считался ими «человеком», как привидение».

Т. е. если бы простые люди, чрез Его чудеса увидели бы в Нем только Бога, но не узрели Истинного Человека, они впали бы в ересь армянскую, и не смогли бы учиться у Него истинной человеческой жизни. Ибо как человек может учится у Бога? С другой стороны все происходящее могло показаться им чем-то призрачным. Такое уже случалось и с самими апостолами. Сказано: «И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14:26-27).

Истинное чудо не должно разрушать ткань личной веры человек, поэтому оно открывается или верующим, или настолько напуганным, что они готовы поверить во все что угодно.

Да! Он (Сын Божий) и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2:21)

Христос и «возвел их на гору высокую одних», т. е. немногих; ибо тогда, возможно, только они: Петр, Иаков и Иоанн, видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину ипостась, видели в Нем Богочеловека.

И далее мы читаем:

 

«и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2).

 

Ефимий Зигабен так истолковал сие чудо:

«Преобразился так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился пред ними, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. «Просияло лице Его как солнце», т. е. так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. «Ризы же Его сделались белыми, как свет», так как сияние это разлилось и на них».

Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь, Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом, нам показывается, что и мы, пройдя чрез воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор.15:51-52).

Т. е. в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек, в ипостась Едину).

Но все же главная причина Преображения Господня в другом… В Кондаке праздника, глас 8-й мы находим следующие слова: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное…».

Т. е. Христос понимал, каким тяжелым испытанием для веры апостолов будет видеть Его пленение, унижение, избиение и саму смерть на Кресте. И чтобы в этот момент сомнение не проникло в их сердца, Он как бы приоткрывает тайну Своего Истинного Божества в Своем Истинном Человечестве. И мы видим, как при Кресте мужественно ведет себя ап. Иоанн, уже посвященный в тайну Богочеловечества Иисуса Христа; как стойко ведет себя Дева Мария, пережившая тайну Богочеловечества в своем собственном чреве. Ап. Иаков как глава общины без сомнения был тогда среди усомнившихся в своей вере, чтобы укрепить и поддержать их своим свидетельством о чуде Фавора. И только ап. Петр, ставший очередной раз заложником своей самоуверенности, испытал страх, отчаяние, но и раскаяние.

Свят. Иоанн Златоуст настаивает на том, что Преображение Господне должно было научить их бесстрашию. Златоуст пишет: «Господь преображается, чтобы показать славу креста, утешить Петра и других учеников, боявшихся страдания, и ободрить их сердца. В самом деле явившиеся два мужа (Моисей и Илья –О.С.) не молчали, но говорили о славе, которую Он намерен был явить в Иерусалиме, то есть о страдании и о кресте, потому что страдания и крест всегда называются славой. Далее, причиной избрания этих мужей была их добродетель… Подлинно каждый из них, погубив свою душу, обрел ее; каждый смело говорил против тиранов, один (Моисей – О.С.) – против фараона, другой (Илья – О.С) –против Ахава».

И более того, тайна Фавора делает их проповедниками фаворского света. Кондак Преображения Господня заканчивается словами: «…мирови же проповедят: яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Когда Бог творил мир «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы (Быт.1:2-4). Отделение света от тьмы некоторыми понималось как отделение светлых ангелов от злых; и, следовательно, свет благодати, потерянный злыми ангелами, теперь оказывается предназначенным для праведных человеков…

…Собственно говоря, солнце, луна и звезды сотворяются по Библии в 4-й день творения, в отличие от благодатного света, сотворенного в 1-й день, и сокрытого до времени для тех благочестивых и праведных людей, которые сподобятся получить его от Бога, и таким образом восполнить отпавшее число ангелов. Сказано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» (Пс.96:11); и еще, более таинственно: «…у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс.35:10). В Толковой Библии Лопухинанаписано: «Этот первозданный свет не был обычным светом в современном значении этого слова… а был тем светоносным эфиром, который, находясь в колебательном состоянии, разгонял первобытную тьму».

Но есть и Сам Свет от Света, т. е. Божественный Логос, о Котором св. Августин Блаженный пишет: «Как достаточно показывают и самые слова, об этом свете замечается, что он сотворен (т.е. свет тварный – О.С.)… Одно дело Свет, рожденный от Бога, а иное – свет, который Бог сотворил. Рожденный от Бога Свет есть сама Божественная Премудрость; свет же сотворенный есть свет изменяемый, какой бы он не был – телесный или бестелесный».

Таким образом, мы выясняем, что до дня 4-го, когда солнце, луна и звезды сотворены, был Свет от Света, Божественный Логос, Сын Божий (Свет Предвечный), свет, животворящий все творение и сокрытый для праведников последующих времен, свет животворящий, подобный эфиру, как пишется в ТПБ, разливался по Вселенной.

Так какой же СВЕТ узрели апостолы Иаков, Иоанн и Петр, зря как Иисус из Назарета «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»?

Они увидели несотворенный Божественный Свет (!), тот Самый «Света истина от Света истина», взирать на который не дерзают и ангелы. Они как бы вернулись во времена древние, о которых сказано: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили» (Ис.24:9-11). Поистине, как сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Но как совместить эти слова с известной библейской доктриной: «Бога не видел никто никогда…» (Ин.1:18а). И это так и есть, ибо и сами ангелы не видят лика Господа Бога. Сказано: «И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их» (Иез.1:11). – Этот пророческий текст описывает страх близости ангелов в присутствии Бога, когда крылами они скрывают от него «лики», и «тела» свои.

И все же есть возможность узреть Бога. Прочитаем стих из Иоанна 1-я глава 18-й стих целиком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Только как Божественный Логос (Слово) Бог может и общается со всем своим творением. В Законе Божием сказано: «и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив» (Втор.5:24).

Господь Бог не просто собеседует со Своим творением, Он ни на мгновение не прекращает этот диалог. Как и сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:26-28).

Но! Насколько же Он близок к нам? Как постичь эту тайну?

В Святом Евангелии сказано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Да! Братья и сестры! То самое наше сердце, о котором Сын Божий говорил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…» (Мф.15:19-20). – Это же наше сердце, как некое сосредоточие духовной испорченности, и как ад души; именно оно должно стать престолом для Царствия Божия, местом обитания Христа и раем сладости.

Сказано: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову…» (Еф.3:16-19). И еще: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

Бог готов в любой момент изменить нашу жизнь, но создавший нас по образу и подобию Своему, может ли что-либо предпринять в нашей жизни, если мы сами не хотим этого.

И далее мы читаем:

 

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф.17:3).

 

Феофилакт Блаженный так истолковал эти слова:

«О чем говорили? "Об исходе"… который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он (Иисус Христос –О.С.)есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще (т.е. Илья продолжал жить на Небесах – О.С.), Моисей же – законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий (как лживо утверждали книжники и фарисей – О.С)…Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее. Показывая же их ученикам, Господь научает их подражать им, то есть подобно Моисею быть кротким и доступным для всех и подобно Илии быть ревностными и непреклонными, когда нужно, и подобно им готовыми подвергаться опасностям за истину».

И далее мы читаем:

 

«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4).

 

Состояние ап. Петра граничит со священным безумием, Зигабен называет такое состояние «священное бесстыдство». А св. Иероним Блаженный, даже выговаривает ему, словами: «Не проси о трех палатках, потому что есть один покров Евангелия, в котором повторено содержание закона и пророков. Но если уже ты ищешь три покрова; то не соединяй в одно рабов с Господом, а устрой три палатки, – и именно: одну — Отцу, [другую] – Сыну, и [третью] – Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино».

Выговорив ап. Петру, Блаженный Иероним с пониманием пишет: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте».

Есть и другая причина почему ап. Петр не хочет оставлять Фавор. Феофилакт Блаженный пишет: «Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: "хорошо здесь быть", не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги». Оказывается он (Петр) готовится оборонять Господа Иисуса Христа до конца. И позже в Гефсиманском саду мы увидим, как он один бросится защищать Спасителя с мечом в руках.

И далее мы читаем:

 

«Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

 

Свят. Лев Великийпапа римский так истолковал этот стих: «Голос с неба провозгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». В смирении Его Я прославлюсь. Потому слушайте Его непрекословно. Он – истина и жизнь. Он – сила Моя и мудрость. Слушайте Того, Кого предвещали таинства закона. Кого воспели уста пророков. Слушайте Того, Кто кровью Своей искупил мир, Кто сковывает дьявола и сосуды его похищает, Кто разрушает узы греха и оковы вероломства. Слушайте Того, Кто открывает путь на небеса и болью креста готовит для вас ступени восхождения в Его Царство».

И далее мы читаем:

 

«И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф.17:6).

 

Страх сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Мы боимся потерять работу, боимся потерять здоровье, боимся за своих детей и внуков; мы боимся и своих собственных прежде содеянных грехов, что они достанут нас и нанесут предательский удар в спину. – Но все эти страхи не имеют смысла, кроме одного страха, – Страха Божия, – что означает испытывать ужас, панику и страх, что мы хоть как то можем нарушить Волю Возлюбленного Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И далее мы видим, как одно Его прикосновение как знак милости и прощения меняет все, и мы, некогда мертвые по преступлениям, оживотворяемся со Христом, спасаемся Его благодатью и вместе с Ним входим в вечность (Ефс.2,4-6).

Но прежде попытаемся понять причину страха самих апостолов. Блаж. Иероним Стридонскийтак объясняет причину их страха: «Они подверглись страху по троякой причине: или потому, что познали свое заблуждение, или потому, что светлое облако осенило их, или потому, что услышали голос говорящего Бога Отца, ибо человеческая немощь (fragilitas = хрупкость, ломкость) не может выдержать созерцания высшей славы и с потрясенным духом и телом припадает к земле. Насколько больше кто-либо ищет высшего, настолько больше он повергается в низшие области, если не узнает меры сил своих».

И далее сказано:

«Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф.17:7).

 

Блаж. Иероним так истолковал эти слова: «Так как они лежали на земле и не могли встать, то Он Сам милостиво нисходит к ним и прикасается к ним, чтобы прикосновением отогнать страх и чтобы укрепились ослабленные члены [их]».

И далее мы читаем:

 

«Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:8-9).

 

В самих этих словах: «Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса», глубокий мистический смысл; теперь для них и для всех последующих поколений христиан «Иисус» – это имя и будет единственной хоругвиеей спасения. И именно об этом Новом Имени Бога они скажут: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11-12).

И еще в Книге Откровения мы находим слова: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр.2:17).

Смысл этих слов тоже предельно прост: «белый камень» – это весть Евангелия о том, что вера в Иисуса из Назарета как в Сына Божия очищает от всякого греха. Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9-10).

С праздником!

 

Последнее изменение Пятница, 18 Август 2017 16:21

thin line

Яндекс Д

Оглавление

Отец Олег Стеняев

Архив материалов

« Ноябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена