Патриаршее подворье

Pektop

17 Апр

Светлая седьмица

Светлая седмица – первые семь дней празднования Христова Воскресения – от собственно Пасхи до Недели Фоминой.

Вечером в первый день Пасхи совершается краткая, но торжественная Пасхальная Вечерня, посвященная воспоминанию чудесного явления воскресшего Господа своим ученикам – событии, о котором повествует читаемое на службе Евангельское зачало. Собравшись в доме (по преданию, это была Сионская горница, в которой Христос с учениками совершил Тайную вечерю) плотно затворив двери «страха ради иудейска», с надеждой и смятением обменивались они рассказами о случившемся в этот день: о пустом гробе и лежащих в нем погребальных пеленах, виденных женами-мироносицами, о словах ангела, о встрече некоторых из них с восставшим Учителем.

И вдруг «пришел Иисус, стал посреди, и говорит им: "Мир вам! "» (Ин.20:19). Но не было здесь, по промыслу Божию, апостола Фомы, и предстояло ему терзаться сомнениями целую неделю.

На великой Пасхальной вечерне духовенство и прихожане по традиции поздравляют друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения, обмениваются крашеными яйцами.

Святая Церковь призывает верующих духовно праздновать Пасху и в течение пасхальной недели как можно чаще посещать храмы, участвовать в церковном богослужении, и тем теснее соединиться с Воскресшим Христом. Этот порядок узаконивается 66 правилом Шестого Вселенского собора: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (то есть Недели Фоминой), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище.»

В течение всей Светлой седмицы богослужение совершается так же, как и в пасхальную ночь. Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и верующие могут наблюдать все происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом. Ежедневно служится литургия Иоанна Златоуста, после которой, по обычаю, бывает крестный ход: выходя на улицу с Евангелием, иконой Воскресения Христова и хоругвями, с пением тропаря «Христос воскресе из мертвых» и ирмосов пасхального канона, верующие свидетельствуют миру о воскресшем Спасителе. Тем самым Церковь свидетельствует о том, что ее миссия – проповедовать воскресшего Христа – не ограничивается стенами храма, но должна охватить собой весь мир.

Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, – ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время (особенно Великим постом), символизируют недостоинство и покаянный настрой падшего человека. Но такое уничиженное переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, – и потому коленопреклонения отменяются.

В пасхальную седмицу отменяются заупокойные молитвы на литургиях. Вне литургии заупокойное поминовение (отпевание, панихида) совершается по особому пасхальному чину, состоящему главным образом из песнопений, посвященных Воскресению Христову.

В пятницу Светлой седмицы чествуется икона Божией Матери «Живоносный Источник», и совершается малое освящение воды. Иконография этого образа Богородицы связана с прославлением целебного источника за городской стеной Константинополя у Силиврийских ворот, на месте которого, по преданию, в V в. император Лев I построил одноименный храм в честь Божией Матери.

4 апреля 450 года воин Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых ворот», слепца. В роще находился источник, известный своими чудесами.

Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвел под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам тем временем отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

После того, как Лев исполнил веленный ему голосом приказ, слепец прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь, славя Богоматерь.

Когда в 457 году Лев I стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник».

Предание сообщает о многих случаев исцелений и чудес, полученных от воды из источника: воскрешение мертвого из Фессалии, исцеление Льва Мудрого от мочекаменной болезни, у жены Льва Мудрого Феофано вода угасила сильнейшую горячку, брата Льва Стефана разрешила от предрасположенности к чахотке, патриарху Иерусалимскому Иоанну исправила поврежденный слух; от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина.

После падения Константинополя 29 мая 1453 года храм был разрушен и восстановлен вновь в 1833 году Патриархом Константием I и освящён в 1835 (ныне здесь женский монастырь).

Субботней Литургией и крестным ходом Светлая седмица завершается. Царские и боковые врата затворяются до следующей Пасхи.

К числу особых пасхальных обрядом относится освящение артоса (греч. – хлеб) – высокого хлеба цилиндрической формы, напоминающего большую просфору, используемого за богослужениями Светлой седмицы. В русской приходской практике артос освящают (обычно на солее или в царских вратах) после заамвонной молитвы литургии первого дня Пасхи; освящение, как правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление святой водой. После освящения артос полагают на аналой, который во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с артосом устанавливают в царских вратах. Во время каждодневного крестного хода артос обносят вокруг храма и помещают на прежнее место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, артос раздают всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять его полностью в этот день, а хранить дома в течение года для вкушения натощак.

Символически артос напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6:35). В литургических комментариях происхождение артоса часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения, переживая Его невидимое соприсутствие с ними.

Оцените материал
(0 голосов)

thin line

Яндекс Д

Оглавление

О вере и церкви

Архив материалов

« Сентябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена