Патриаршее подворье

Соц Сети

10 Фев

Издана книга о храме Вознесения Господня в Коломенском

В память о 20-летии включения в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО храма Вознесения Господня в КоломенскомМосковский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское» издал фундаментальную монографию российских ученых, историков церковной архитектуры Московского государства ХI–ХVII веков Андрея Баталова и Леонида Беляева «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история». Эта книга стала первой, написанной о храме Вознесения Господня в Коломенском, одной из жемчужин русской и мировой архитектуры.

Делясь своими мыслями о книге директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское» Сергей Худяков сказал: «Церковь Вознесения Господня, освященная в память одного из главных евангельских событий, построена в последние годы правления князя Московского Василия III. С годами она стала привычной составляющей дворцового ансамбля в селе Коломенском — родовой загородной резиденции московских великих князей и царей. Значение храма переоценить невозможно: он дал начало своеобразному направлению национальной архитектуры — каменным шатровым церквям, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. Наиболее известными памятниками этого стиля стали Покровский собор на Красной площади, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря и некоторые другие храмы второй половины XVI – первой половины XVII века. В XVII–XIX веках шатры передали свою характерную форму русской колокольне. Начиная с эпохи Петра I, когда отношение к русской старине стало пренебрежительным, о храме начали забывать. Лишь во второй половине XIX века, когда средневековое русское искусство стало вызывать интерес у историков, храм вновь оказался в центре внимания архитекторов. Почти столетие проводились значительные реставрационные работы, завершившиеся лишь в 1970-х гг., которые позволили окончательно осознать значение памятника как бесспорного шедевра национального зодчества». Он рассказал, что в 2000-х гг. музей предпринял очередное обновление храма Вознесения Господня, и результат всех исследований последних десятилетий наиболее полно отображен в представляемом издании.

Один из авторов книги Леонид Беляев рассказал, что отличие Церкви Вознесения Господня в Коломенском от других памятников русского зодчества XVI века состоит в том, что она, будучи более доступной, всегда имела широкие возможности для архитектурного и археологического исследования. Многолетний труд авторов приводит их к заключению, что храм Вознесения имеет итальянский след: его творцом, по их мнению, был Пьетро Анибале (Петр Ганнибал; Петрок Малой), происходивший из Ломбардии. Церковь Вознесения в Коломенском, с его точки зрения, имеет абсолютно новаторскую для своей эпохи архитектуру: в то время в Московии господствовали переработки византийской крестово-купольной композиции и следование «образцу», а Церковь Вознесения появилась на основе самостоятельного творческого замысла, ставшего новым словом в истории русской архитектуры. «Последние два десятилетия дали значительные результаты для изучения развития градостроения в Москве. Вся археология московского строительства, начавшаяся лишь с конца XIX века, преимущественно черпает материал за счет Коломенского, и, в первую очередь, Церкви Вознесения Господня. Теперь мы имеем новый, более полный взгляд на то, как формируется культурная среда при московском дворе, какие можно проследить связи и взаимные влияния русской и итальянской художественной культуры и архитектуры», — отметил Леонид Беляев.

«Результат нашего труда — разрушение мифологем в истории архитектуры. В книге мы постарались рассказать многомиллионному миру читателей о том, как складывались градостроительные парадигмы. Долгие годы теория о развитии каменных форм строительства из деревянных была самодовлеющей, и только сейчас нам удалось аргументированно показать, что итальянский автор Церкви Вознесения Господня, Пьетро Аннибале, никого не копировал и деревянных прототипов у данной церкви не было. Он перенес в Москву реалии Тосканы, в которой он вырос. Мы постарались за счет применения археологических методов исследования оградить читателя от новых мифов, дав достоверную картину архитектурного комплекса храмов и строений в Коломенском», - говорит второй автор издания Андрей Баталов.

По мнению искусствоведа, историка архитектуры Дмитрия Швидковского данная монография является синтезом междисциплинарных исследований: усилиями авторов рождается коллективный труд архитекторов, археологов, искусствоведов, историков. По своему охвату книга, с его точки зрения, оказалась шире, чем можно было ожидать. «В какой-то мере можно сказать, что эта книга поднимает вопрос о месте России в мире, - заключил Дмитрий Швидковский, - Церковь Вознесения Господня в Коломенском является показателем высокого статуса России в мироустройстве и культуре XVI века. В этом храме выражается универсализм русской культуры, начинавший складываться в средневековье и окончательно сформировавшийся в лице классической литературы XIX века».

Информация сайта http://e-vestnik.ru

Источник: сайт епархии города Москвы http://www.moseparh.ru

Оцените материал
(0 голосов)

thin line

Яндекс Д

Оглавление

Православная библиотека

Архив материалов

« Ноябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена