Патриаршее подворье

Pektop

04 Апр

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как фактор сохранения исторической памяти и формирования гражданской позиции у молодёжи

Выступление настоятеля Патриаршего Подворья – храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумена Иоанна (Ермакова) на научно-практической конференции «Диалог поколений: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»


Ваши Высокопреподобия и Преподобия, братья и сёстры, дамы и господа!

Межпоколенческий конфликт — это составная часть человеческих конфликтов в процессе развития института семьи и общества. Проблему взаимопонимания «отцов» и «детей» можно отнести к вечным вопросам. Поэтому до тех пор, пока будет существовать общество, будет сохраняться и данная проблема. Вспомним роман «Отцы и дети» Тургенева, в центре которого находится конфликт поколений.

В результате драматических перемен в нашей стране в конце прошлого века политическая перестройка привела к развалу некогда единой страны, краху идеалов, спаду промышленного производства, безработице, финансовому кризису, росту цен на товары повседневного спроса, девальвации национальной валюты и другим напастям. Это вызвало социальные потрясения, рост преступности, разгул вседозволенности в СМИ, падение нравственности. Мы с вами столкнулись с феноменом потерянного поколения.

Как отмечают специалисты, поколению, родившемуся в 80-е годы двадцатого века, свойственно чувство тревоги, потерянности, ощущение нереализованности своих возможностей. Самоутверждались эти молодые люди, как правило, самыми доступными для них способами. Если украсть может не каждый, то найти алкоголь, табак и наркотики оказались способны многие.

В результате возникла пропасть на мировоззренческой почве, разделяющая старшие поколения и тех, кого мы называем подрастающим поколением.

Рассмотрим субъективные причины трений между поколениями. В семье, например, очень часто конфликты происходят из-за того, что родители полагают, что их возраст и опыт позволяют им диктовать детям манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодых людей наблюдается падение нравов. Молодые люди, во-первых, считают, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст не играет особой роли. Во-вторых, отвергая опыт старших поколений, молодёжь в качестве критерия социального становления всё чаще рассматривает обретение и повышение социального статуса, достижение достойного материального положения.

Есть и объективные факторы. Главным образом, социальное положение старшего поколения осложняется наличием изжившего себя опыта и попытками моделирования жизни по советскому образцу, тогда как молодёжь отдаёт предпочтение навязанному ему западному образу жизни, в духе общества массового потребления.

Впрочем, нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта старших, скорее напротив, оно по-прежнему зависит от влияния семейных традиций, сохраняет преемственность в области моральных ценностей. Продолжает прослеживаться зависимость детей от родителей в процессе обеспечения высшего образования, становления карьеры, создания семьи, ухода за младенцами.

За последние 25 лет в России произошли глубокие ценностные изменения. Причём ломка многовековой традиции единства российского общества болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

У нас в стране практически нет ни одной семьи, где бы отсутствовали «белые пятна» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны, голод, репрессии в прошлом веке. Это зачастую ставит молодое поколение в ситуацию неопределённости в смысле поиска своего места как в собственной семье, так и в обществе в целом. Такое положение дел ведёт к попыткам молодёжи выработать свои собственные независимые мировоззренческие представления. Это нередко сопровождается протестами против существующего порядка вещей или примирением с действующими правилами жизни.

Реформы в России формируют в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению как к иждивенцам. Молодёжь не имеет ясного представления о смысле жизни старшего поколения. И в массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. На практике происходит вытеснение людей преклонного возраста из сферы доступа к работе, к власти и другим ресурсам. Происходит трансформация отношения молодёжи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к пренебрежительному, осуждающему, порицающему, отвергающему, что в целом не характерно для российского менталитета. Пожилые люди оказались поэтому брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков. А поскольку в семейных отношениях всё большее значение приобретает наличие собственности и факт возможности передачи имущества от родителей к детям и внукам по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются теперь никому ненужными.

Таким образом, можно констатировать следующие признаки конфликта поколений:

Во-первых, это обесценивание старости в глазах молодого поколения.

Во-вторых, происходит вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни.

В-третьих, дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.

В-четвёртых, наблюдается рост социокультурной дистанции между представителями молодого и пожилого возраста.

В России пожилые люди стали обузой для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днём, ибо они ещё вчера не щадили ни сил, ни самой жизни, чтобы умножить и защитить материальные и духовные богатства народа, обеспечить процветание страны.

Между тем старики передают молодым не только созданные ими блага, но и свои опыт и знания. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодёжи получить образование и профессиональную подготовку.

Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений, привёл к определённой социальной изоляции старых людей, к потере приличествующего им престижа и уважения. В результате старый человек приобрёл неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых.

В этой связи особую актуальность и значимость приобретает патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как фактор сохранения исторической памяти и формирования гражданской позиции у молодёжи.

Патриотическая работа, во-первых, позволяет обеспечить преемственность поколений и передачу культурных ценностей от поколения к поколению.

Во-вторых, она способствует приобщению подрастающего поколения к семейным ценностям и здоровому образу жизни, усвоению им общественно-значимых идеалов.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи имеет целый ряд положительных моментов.

Оно выполняет воспитательную функцию, содействуя социализации молодого поколения. Кроме того, ему присуща функция духовного общения, восполняющая пробел в формировании духовного облика современной молодёжи. Собирание детей и юношества в военно-патриотические клубы обеспечивает социально-статусную функцию, предоставляя определенный социальный статус членам этих организаций. Важную роль играет досуговая функция, позволяя переключить внимание молодёжи с бесцельного и вредного для здоровья времяпровождения на увлечения, ведущие к духовному и нравственному обогащению личности. Наконец, немаловажна эмоциональная функция патриотической работы с молодёжью, которая позволяет ей получить психологическую помощь, моральную защиту и духовную поддержку.

Главное, в чём проявляется положительное значение патриотической работы, это преодоление разрыва поколений, который характеризуется практически полным отсутствием культурного ядра, которое, по законам преемственности, должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам». Ситуация сегодня такова, что на поверхности старшим нечего дать - младшим нечего взять. Молодое поколение поставлено перед необходимостью создавать заново слишком многое, если не всё. Страны, которую создавало старшее поколение, нет; идеи и ценности, которые исповедовали взрослые люди, отвергнуты; экономика, которую они самоотверженно строили, разрушена; наука практически в руинах; образование и культура фактически осмеяны. В этих условиях патриотическая работа позволяет обнажить духовные корни тысячелетней Святой Руси и приобщить к ним молодых людей в условиях, когда не работают ни советские идеи, ни ценности страны Советов.

Важность патриотической работы обусловлена тем фактом, что мы оказались в очень опасном положении. Когда молодое поколение не приемлет некие «генеральные» ценности, не может отделить в наследии предков что-либо полезное с тем, чтобы опереться на него. Следствием такого идейно-нравственного тупика становится то, что общество предельно замедляет темп своего развития, топчется на месте и, в зависимости от продолжительности этого периода, либо регрессирует, либо и вовсе деградирует.

Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на благо земного Отечества, приумножает его богатства, а если понадобит​ся, должен быть готовым встать на его защиту, в том числе и с оружи​ем в руках.

Патриотизм человека проявляется в его поступках и в его деятельности. Зарождаясь из чувства привязанности и любви к своей малой Родине, патриотиче​ские чувства человека, пройдя через целый ряд циклов и этапов на пути возмужания и созревания, поднимаются до уровня общегосударственного патриотического са​мосознания, выходя на степень осознания любви к Родине, к своему земному Отечеству.

Патриотическое воспитание в России традиционно связывается с идеей гражданского воспитания.

Патриотизм, любовь к Родине, особенно ярко проявляется в годы испытаний: он находит своё выражение в жертвенном отношении к долгу гражданина, готовности верно служить делу процветания земного Отечества. Однако необходимо изучать не только героическое прошлое.

Идею национального воспитания определяют несколько компонентов. Это:

1) духовность как идейная направленность личности каждого отдельного человека;

2​ народность как сфера отношений человека с обществом, с народом и система общественных отношений в целом;
3) державность как сама суть патриотизма, пронизывающая систему отношений человека, государства и общества, и основывающаяся на признании необходимости наличия в России сильной государственной власти.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он всего лишь его основа. Формирование проис​ходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.

Несколько слов о задачах патриотического воспитания. Перечислю их по порядку. Это:

1) создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, выработки высоких духовно-нравственных и моральных качеств, психологической устойчивости, привития любви к земному Отечеству и воспитания готовности к его защите;

2​ подготовка подростка физически крепким, здоровым, сильным, выносливым, дисциплинированным, способным
стойко переносить жизненные тяготы;

3​ воспитание в молодых людях высокого чувства гражданской ответственности и любви к Родине, формирование
осознания ими своего общественного и воинского долга;

4​ проведение комплекса организационных мероприятий по налаживанию занятий в рамках учебного процесса и
проведению соревнований по военно-прикладным видам спорта;

5​ активизация и совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи;

6​ подготовка допризывной молодежи.

В процессе патриотического воспитания происходит формирование знаний об исторических фактах и явлениях, вырабатывается способность объективного рассмотрения этих событий, усваиваются навыки использования учебной литературы, энциклопедий, карт, статисти​ческих данных, наглядных пособий, оттачивается умение выявлять историче​скую обусловленность различных версий и оценок событий про​шлого и современности.

Патриотическая работа с молодёжью стимулирует умственную активность учащихся, их любознательность, творческую деятельность, способность понимать ис​торическую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.

В процессе воспитания этих качеств личность прохо​дит через ряд этапов становления. Соответственно патриотизм, как качественное образование лично​сти, должен насаждаться через воспитание убеждений, утвердиться в со​знании молодых людей и реализоваться в их практической деятельности.

Возрождение подлинного патриотизма сегодня является особой заботой государства, Церкви и общества. Радует, что в последние девять месяцев происходят зримые перемены к лучшему после того, как на встрече в Краснодаре с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи состоялось программное выступление Президента России. Напомню, что Владимир Путин тогда сказал, что мы должны строить будущее страны на прочном фундаменте патриотизма. По словам главы государства, вопрос стоит остро: чтобы не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность, не допустить ослабления государства и его распада, мы можем и должны строить нашу жизнь на нравственных основах и определённых ценностях. В их числе им упомянуты уважение к своей истории и традициям, духовному наследию наших предков.

И многие поставленные Президентом страны тогда и позже задачи уже выполнены. В Администрации Президента России создано новое управление по общественным проектам в целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования политики государства в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере. Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь») в этих целях создало новую структуру под названием «Роспатриотизм»/ 14 марта 2013 года воссоздано Российское военно-историческое общество, которое рассматривает себя в качестве преемника созданного еще в 1907 году Императорского Русского военно-исторического общества. В Министерстве обороны РФ определились, что в российской армии двум воинским частям - 154-му отдельному комендантскому полку и 130-й отдельной мотострелковой бригаде - будут присвоены почётные наименования Преображенского и Семёновского полков.

Что касается церковных инициатив в области патриотического воспитания молодёжи, то в 2013 году мы отмечаем знаменательную дату в истории нашего Отечества — 400-летие избрания на российский престол первого царя из рода Романовых. По словам Его Святейшества, «как бы мы ни относились к тем или иным представителям правившей когда-то династии, мы должны помнить о том немалом вкладе, который внесли представители этой венценосной семьи в развитие Российского государства». Святейший Патриарх Кирилл выражает надежду на то, что мероприятия, связанные с 400-летием династии Романовых, вызовут широкий общественный интерес к отечественной истории, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа. Святейший Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий на ближайшие пять лет — до 2017 года, и темы каждого года обозначены следующим образом:

— 2013 год — «История России. Династия Романовых»;

— 2014-й год — «История России. Забытое величие и проигранная страна»;

— 2015 год — «История России. От Рюрика до Николая II»;

— в 2016 году — события, связанные с революцией; начало XX века стало временем потрясений для нашей страны;

— 2017-й год — «История России. Страна, устремленная в будущее».

Так что вектор усилий Церкви и государства в патриотической/ работе совпадает. И будем надеяться, что это позволит нам преодолеть разрыв поколений на основе сохранения исторической памяти и формирования гражданской позиции у молодёжи. Благодарю за внимание.

Оцените материал
(9 голосов)
  • Комментарии не найдены
Добавить комментарий

thin line

Яндекс Д

Оглавление

Слово настоятеля

КОММЕНТАРИИ

Гость - Олеся
Здравствуйте. Огромная просьба пришлите главное фото со стр или если есть и другие или ссылку на фот...
Гость - Vika
Верно все написано! Как же много стало последнее время сектантских организаций под прикрытием оздор...
Гость - циник
Физкультура и философия разве плохо? Если человек думающий это плохо - то и школы нужно запретить, к...

Архив материалов

« Март 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Flag Counter

yandex

Яндекс.Метрика

Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена