Патриаршее подворье

Pektop

30 Окт

Возрождение русской патриотической идеи и патриотическое воспитание молодёжи как важнейшая задача Церкви и государства Избранное

Выступление  игумена Иоанна Ермакова, одного из руководителей секции Всемирного Русского Народного Собора «Патриотизм – фундаментальная духовно-нравственная основа России», настоятеля Патриаршего Подворья – храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, руководителя Регионального общественного объединения сохранения и укрепления традиционных духовных и нравственных ценностей, культуры и патриотизма«ДОСТОИНСТВО» XVII Всемирного Русского Народного Собора «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа», Москва, 30 октября 2013 года. 

Важнейшей проблемой повседневной жизни нашей страны является возрождениетрадиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей всегда была и по сей день остается идея русского патриотизма. В современных российских реалиях только русская патриотическая идея сможет облегчить осуществление народных чаяний на возрождение национальных ценностей и традиций российского общества, на выход нашей страны из состояния затянувшегося поиска идейных основ своего существования.

Во все времена и у разных народов идея патриотического воспитания общества всегда была приоритетной. Так, в период Французской буржуазной революции патриотами называли себя сторонники республики в противовес монархистам. В России же после Октябрьского переворота большевики считали патриотами только тех, кто любил исключительно социалистическое Отечество, разделял классовые интересы и поддерживал политические устремления пролетариата.

Русская патриотическая идея всегда была одним из основных факторов, обеспечивавших жизнеспособность общества. Патриотизм был и остается характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Впервые патриотические идеи начали формироваться у нас еще в период распространения Православия на Руси и борьбы наших предков с многочисленными иноземными захватчиками. История России - это история русского патриотизма. Две трети всего времени своего существования наша Родина вела борьбу за сохранение своей независимости. В этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией нашей страны.

Защита Отечества у нас издревле рассматривалась как высшая обязанность каждого человека. Общественное сознание россиян связало воедино патриотизм и выполнение воинского долга по защите Родины. Наши солдаты и офицеры всегда были носителями русской патриотической идеи самоотверженного служения Отчизне. Они по праву считались самым патриотически настроенным слоем общества, а патриотизм всегда был душой Русской армии.

Патриотизм как идея объединения русских земель в борьбе против общего врага пронизывает «Повесть временных лет» и выделяет проповеди преподобного Сергия Радонежского. Любовью к Родине проникнуты «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати». Чувство любви к Родине воплотилось в ратных подвигах наших предков, стимулировало успехи российской науки. На православно-патриотической основе произошло национально-государственное объединение разрозненных княжеств Руси, которое укрепило и саму русскую патриотическую идею, прочно соединив ее с российской государственностью. В русле этой идеи великая русская культура, литература и искусство творились великими российскими патриотами.

Весомый вклад в развитие идеи русского патриотизма внесли русские мыслители конца XIX - начала XX вв. B.C. Соловьев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. «Люди без Родины, - считал И.А. Ильин, - становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь». Как отмечал Ильин, «Русская армия всегда была школой патриотической верности», выступала как «основа нашего национального самосознания», так как «армия невозможна без патриотизма и жертвенности».

Патриотические чувства наших предков выдержали многовековые испытания и закалились в горниле борьбы России за само свое существование и будущность русской цивилизации. В начале XVII века патриотизм стал государственной идеологией России. «Устав ратных и пушечных дел» закрепил понятие патриотизма как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в Морском уставе говорилось: «Все воинские корабли России не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под страхом лишения живота».

Император Петр I одним из первых среди правителей России предпринял попытку соединить великие идеалы борьбы с врагом с их отражением в указах, законах, наставлениях, воинских уставах. Русская патриотическая идея оказала большое мобилизующее воздействие на российский народ. Напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и Церковь». Патриотический подход к делу был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикуле воинском», в Уставе Воинском 1716 года, российских законах того времени.

Когда в результате петровских реформ были созданы новая система государственного управления, регулярные армия и флот России, начала формироваться единая система обучения и воспитания офицеров, солдат и матросов на фундаменте русской патриотической идеи.

Многие русские полководцы стремились привить воинам высокие морально-волевые качества, чувство ответственности за выполнение своего воинского долга, учили их дорожить высоким призванием защитника Отечества, его доблестью, отвагой, честью и достоинством. Наиболее ярко и полно русская патриотическая идея воплотилась в ратных делах А. В. Суворова, М.И. Кутузова, М.И. Драгомирова. Идея русского патриотизма увенчала ратные подвиги святых благоверных великих князей Александра Невского и Димитрия Донского, одухотворила Ивана Сусанина, Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Анализируя исторический опыт развития идеи патриотизма в Русской армии, нельзя недооценивать ту огромную роль, которую сыграла в этом деле Русская Православная Церковь. На протяжении многих веков она была духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов, благословляя их на защиту Отечества. Именно на развитии патриотизма делали основной упор войсковые священники. При участии Церкви был подготовлен «Катехизис русского солдата», в котором доходчиво излагались ответы на вопросы о православном вероучении, истории России, предназначении воина, а также об основах военного дела.

Взгляды на патриотизм и патриотическое воспитание подверглись изменениям в советский период истории нашего государства. Если до октября 1917 года патриотизм понимался главным образом как готовность отдать жизнь «за Веру, Царя и Отечество», то в советское время «главным содержанием этого понятия становится прежде всего борьба за победу социализма и содействие процветанию Отечества трудящихся.

С позиций нашей духовно-исторической традиции понятие патриотизма в наше время нуждается в разносторонней трактовке. Патриотизм сегодня - это чувство любви и гордости за свое Отечество; общественный, нравственный и политический принцип, регулирующий отношение человека к Родине; совокупность эмоций, идей и действий, направленных на обеспечение процветания своей Отчизны; отношение определенного субъекта к Отечеству; идеология и психология преданности Отечеству; готовность защищать его даже ценой собственной жизни; духовная ценность, причем - одна из базовых ценностей общегосударственного значения; критерий и одновременно итог самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к российскому государству, русской цивилизации; морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение; вектор практического поведения личности. Патриотизм – это фундаментальная основа национальной безопасности России. Для военнослужащих он является также фактором выбора ими военной профессии, критерием профессиональной пригодности и, что особенно важно, источником духовно-нравственных сил.

Новые российские реалии, вызванные к жизни потребностями внутреннего развития нашей страны и условиями её внешнего окружения, диктуют необходимость возрождения русской патриотической идеи как идейной скрепы общества, важнейшей составляющей общенациональной идеологии, фундаментальной духовно-нравственной основы России и определяющего фактора обеспечения её национальной безопасности.

Год назад на нашей секции мною были перечислены основные проблемы, решение которых способно помочь нам в деле возрождения подлинного патриотизма.

Первое, о чём тогда говорилось, это – о соотношении советского и русского патриотизма. Должен отметить, что положение меняется к лучшему. Пример: создание Преображенского и Семёновского полков в нашей армии. Мы начинаем переставать быть Иванами, родства не помнящими, расставаться с любовью к Родине по-советски, потихоньку заменяем её патриотизмом русским. В число государственных наград вернулся орден святой великомученицы Екатерины, правда он в ряду других наград государства занимает не второе, как в былые времена, а четвёртое место, уступая орденам святого апостола Андрея Первозванного, святого Георгия и «За заслуги перед Отечеством».

Второе, на что обращалось тогда внимание, это – недопустимость того, чтобы отмечать юбилеи выборочно. В этом деле есть положительные сдвиги. Пример: 4 ноября в Александровском саду у стен Кремля, рядом с памятником Патриарху Гермогену, состоится открытие воссозданного в былом виде Романовского обелиска, сооружённого 100 лет назад в честь 300-летия династии Романовых. Мы преодолеваем, хоть и с трудом, двуличие и фарисейство, это нам теперь помогает в воспитании у молодёжи чувства любви к Родине, включая военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Третье. Мы робко начинаем переставать отрекаться от своего славного прошлого. Пример: новый единый учебник истории России, который охватит события со времён Древней Руси до наших дней. Но если в нём период правления Сталина пока решили объяснить как индустриализацию и модернизацию, осуществленную чрезвычайными методами, что, в общем, соответствует действительности, то термин монголо-татарское иго может вовсе исчезнуть, получив объяснение как система зависимости русских земель от ордынских ханов.Удивляети оценка событий 1917 года, которые именуются как «Великая русская революция». Не сдвинулось с «мёртвой точки» дело восстановления исторических названий всех городов и иных населённых пунктов, улиц и площадей, которое способно нам помочь в том, чтобы пробудить у молодых людей интерес к славному прошлому.

Четвёртое. Остаются серьёзные недочёты в деле увековечивания памяти защитников Отечества. Хотя есть и положительные перемены. Пример: летом текущего года неподалёку от Москвы открыто Федеральное военное мемориальное кладбище, которое предназначено для Президентов России и СССР, глав Правительства, героев России и СССР, министров, маршалов, генералов армии, а также граждан, награжденных орденом Андрея Первозванного, кавалеров ордена Славы и многих других выдающихся россиян.

Пятое. Затрагивался вопрос об устаревшей законодательной базе патриотических дел, таких как поиск и захоронение павших в минувшую войну солдат Великой Отечественной войны. Казалось бы, есть определённые признаки улучшения ситуации. Пример: готовится принятие проекта Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», но по непонятным причинам это дело откладывается, до сих пор он находится на стадии обсуждения, которая явно затянулась. Удивляет и то, что в роли толкачей этого важного законопроекта выступают наши женщины во власти – спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и вице-спикер Госдумы ФС РФ Людмила Швецова. А где же наш сильный пол на политическом Олимпе?

Шестое. Выражалась надежда на то, что уважение к истории и традициям не останется только на словах, а будет реализовано в практические дела. Рад отметить в этой связи, что создано и действует Военно-историческое общество, которое, в частности, планирует заняться подготовкой к отмечаемому в будущем году 100-летию со дня начала Первой Мировой войны. Это событие призвано стать новым шагом вперёд к воссоединению расколотого российского общества, возвращению к вере отцов и дедов, к обретению всем народом России долгожданной национальной идеи, осознанию величия своей Родины. Все это возможно, если всем миром сплотиться и отдать дань памяти нашим героическим предкам.

И последнее, что хотелось бы отметить в связи с необходимостью возрождения русской патриотической идеи и патриотического воспитания молодёжи как важнейшей задачи Церкви и государства. Вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе совпадает. Церковь способна дополнять и духовно облагораживать усилия государства по патриотическому воспитанию населения. Но, в силу своей надмирности, ей не свойственны земные функции принуждения. И государство должно избегать искушения использовать Церковь в качестве «духовного намордника» для тех или иных слоёв населения или сословий, с которыми оно само не в состоянии справиться в силу слабости и несостоятельности своих собственных позиций.

Благодарю за внимание.

Оцените материал
(11 голосов)

Медиа

  • Комментарии не найдены
Добавить комментарий

thin line

Яндекс Д

Оглавление

Слово настоятеля

КОММЕНТАРИИ

Гость - Гость
Отец Димитрий всегда был и остаётся священнослужителем Русской Православной Церкви, а для меня всегд...
Гость - Олеся
Здравствуйте. Огромная просьба пришлите главное фото со стр или если есть и другие или ссылку на фот...
Гость - Vika
Верно все написано! Как же много стало последнее время сектантских организаций под прикрытием оздор...
Гость - Константин
В статье написано: "Основная задача немцев была — сломить защитников, но этого сделать так и не удал...
Гость - Бениамин Арустамян
Уважаемые единоверцы! С чувством благодарности прочитал я обращение Патриарха Московского и Всея Ру...

Архив материалов

« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Flag Counter

yandex

Яндекс.Метрика

Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена