Патриаршее подворье

Pektop

23 Дек

Русский народ как фактор существования России и сохранения русской цивилизации

Выступление игумена Иоанна (Ермакова), члена Совета Всемирного Русского Народного Собора, настоятеля Патриаршего Подворья – храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, руководителя Регионального общественного объединения сохранения и укрепления традиционных духовных и нравственных ценностей, культуры и патриотизма «ДОСТОИНСТВО» на Ставропольском форуме ВРНС, Ставрополь, 21 декабря 2013 года.

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, уважаемый Александр Геннадьевич, честные отцы, братья и сестры, дамы и господа!


Тема положения русского народа красной нитью проходит через всю деятельность Всемирного Русского Народного Собора. Ещё в декабре 1995 года III-й ВРНС констатировал устами его нынешнего главы, Святейшего Кирилла, что «в русском народе сохранилась тяга к единству, к соборному осмыслению проблем, стоящих перед Отечеством… в лоне Матери-Церкви, питательницы, духовной наставницы русского народа». А в Соборном слове XVII-го ВРНС в октябре текущего года есть тезис о том, что «ключевой предпосылкой движения к солидарному обществу является диалог между основными этнокультурными группами». Причём Собор выразил готовность «стать инициатором подобного диалога, и, в соответствии со своими уставными целями и задачами, выступить в нём от лица русских». По признанию Собора, «сам факт организации подобного диалога с однозначным признанием этнокультурной субъектности русского народа в межнациональном пространстве современной России послужит снижению межнациональной напряжённости».

Тема общественной ситуации в России и будущего русского народа рассматривалась на соборных слушаниях ВРНС в апреле 2012 года. В резолюции слушаний, в частности, отмечается, что «современная политическая ситуация характеризуется попытками дестабилизировать положение в стране с опорой на/ внешние факторы влияния и радикальные силы. Общество ощущает вакуум идей, социальных энергий и смыслов, который может быть заполнен только обращением к созидательному русскому фактору, потенциал которого должен быть в полной мере использован в настоящий исторический момент. Между тем, русский народ переживает кризисный период своего существования. Сокращается его численность, сужается географический ареал его распространения, сокращается число владеющих русским языком. Поскольку русский народ является основой российской государственности, этот кризис неминуемо сказывается на прочности государственного устройства и политической стабильности». Далее в резолюции содержится перечень мер, призванных преодолеть кризисные тенденции и улучшить сложившееся положение дел в интересах не только русских людей, но и всех граждан Российского государства, единство и процветание которого напрямую зависит от национального самочувствия русского народа. По мнению соборных слушаний, «необходимо формирование целостной концепции государственной поддержки русского народа внутри Российской Федерации и за её пределами. Эта концепция должна иметь как государственно-правовое, так и экономическое измерение». Участники слушаний также считают, что «следует серьёзно рассмотреть вопрос об официальном закреплении за русским народом статуса государствообразующего. Необходимо также законодательно закрепить за каждым русским право на получение российского гражданства независимо от места и даты рождения, страны проживания по аналогии с соответствующими нормами в законодательстве Германии, Венгрии, Израиля». Кроме того, участники слушаний убеждены в том, что «на социально-экономическом и культурном уровне необходимо разработать стратегию воссоздания основ русской национально-культурной идентичности, цивилизационного самосохранения русского народа. Речь идёт, в частности, о строительстве русских культурных, молодёжных, семейных центров и, в конечном счёте, о создании социальной индустрии, формирующей или поддерживающей русскую идентичность, где важнейшая роль отводится русскому языку, его утверждению, защите и распространению». Наконец, участники слушаний едины в том, что «необходим общенациональный диалог и общенациональная сеть гражданского действия, нацеленная на разрешение главных проблем нашего народа и нашей страны, на усиление роли народа в принятии всех решений. Всемирный Русский Народный Собор готов стать центром такого диалога и такого действия, объединяя представителей разных социальных слоев, политических групп, поколений и призваний».

Обсуждая тему положения русского народа, давайте сперва определимся в понятиях. Русские в узком смысле этого слова – это восточно-славянский народ, проживающий, в основном, в России, а также составляющий значительную долю населения Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литвы, Молдавии, Приднестровья и Туркмении. Русские говорят на русском языке восточной подгруппы славянской группы индоевропейской языковой семьи. Русских связывают общая история, культура и этническое происхождение. Численность русских в мире в настоящее время составляет около 145 млн. человек, из них в Российской/ Федерации – 111 млн. человек (на 2010 год), что составляет 77,6% всего населения страны (около 143 млн. человек в 2010 году). До Октябрьского переворота 1917 года под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великороссов, малороссов (включая закарпатских русинов) и белорусов, то есть – всех восточных славян. Она составляла 86 млн. (на 1897 год) или 72,5% населения Российской империи.

В настоящее время, говоря о царской России, под русскими понимают только великороссов, где русские составляли 43% её населения (порядка 56 млн.).

В широком смысле русские – это народ, который является носителем Русской цивилизации. Вспомним, что среди наших именитых соотечественников было много чужеземцев, которые верой и правдой служили русскому престолу: Витус Беринг, Ибрагим Ганнибал, Фридрих Гааз и многие другие. Поэтому, по образному выражению русского художника Ильи Глазунова, «русский - это тот, кто любит Россию».

Наиболее распространённой религией среди русских является Православие. И как не без основания утверждал русский писатель Ф.М.Достоевский, «…понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию». Говоря о религиозности русского народа, Патриарх Кирилл в январе 2012 года на встрече с греческим политиком Антонисом Самарасом сказал: «Православие – очень важный фактор национальной самоидентификации как русских, так и греков…Русский народ очень сердечно откликается на принесение святынь, миллионы людей, несмотря на мороз, стоят в очередях долгими часами, чтобы приложиться к ним. Ни один политический митинг, ни одно спортивное мероприятие не собирает столько людей, и пока это так, у нас есть надежда на будущее».

Данные о численности русских в России и в мире, их месте в числе других народов, особенностях их характера и мироощущения впечатляют не только наших друзей, но и недругов. Например, по признанию одного из злейших врагов нашей страны Адольфа Гитлера, «сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина». А вот слова самого Иосифа Сталина на государственном приёме в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: «Я пью, прежде всего, за здоровье Русского Народа потому, что он является наиболее выдающейся Нацией из всех Наций, входящих в состав Советского Союза». Цитирую дальше: «Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех Народов нашей страны». И завершает эту здравицу руководитель СССР такими словами: «Я поднимаю тост за здоровье Русского Народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. Доверие Русского Народа оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом. СПАСИБО ему, РУССКОМУ НАРОДУ!».

Нынешняя ситуация с русским народом такова, что наибольшая часть русских живёт в центральной части, на юге и северо-западе России, на Урале. Среди субъектов Российской Федерации наибольший процент русского населения отмечен в Вологодской области (более 96%). Доля русских превышает 90% в 30 субъектах Федерации - главным образом это области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также юг Сибири. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Русские составляют большинство населения в 70 регионах из 83. В 62 регионах из 83 они составляют более двух третей населения. В 56 регионах их – более трёх четвертей населения.

В царской России русские были имперской нацией. Лозунг "Самодержавие, Православие, народность" относился только к православным, которыми были исконно русские (великороссы, малороссы, белороссы). Представители других этносов могли принять Православие и тем самым влиться в русскую нацию.

С падением самодержавия и установлением диктатуры большевиков приоритеты национальной политики изменились. Серьёзной силой, на которую опирались большевики, наряду с немногочисленным рабочим классом России стали национальные меньшинства. Поэтому, как считал руководитель государства рабочих и крестьян Владимир Ленин, "лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить".

Последствия такой политики стали катастрофическими для всех народов нашей страны. В научной среде бытует мнение, что главной причиной разрушения СССР стало ослабление русского этноса, уменьшение его роли в экономической и государственно-политической жизни, произошедшие после Октябрьского/ переворота 1917 года.

Не вдаваясь в подробности отмечу, что русский народ был и остаётся фактором существования России как государства.

Между тем, горький опыт СССР нас так ничему и не научил. Никак не изменилось отношение к русскому народу и после распада СССР.

Начиная с 1990-х годов, по данным российских властей, имеет место дискриминация русского населения в бывших республиках СССР (Прибалтика, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Молдавия, Казахстан, а в некоторых случаях - и на территории Российской Федерации.

Политика создания преференций одним национальностям в ущерб другим с помощью механизма национально-государственного строительства затянулась до наших дней. Результатом её стали взошедшие семена межнациональных раздоров, которые закрывают возможность установления нормальных отношений между народами единой страны, их сплочения в действительно нерасторжимую общность людей.

С развалом СССР началась этническая мобилизация, которая захватила в 1990-е годы все этносы России, составлявшие в доперестроечное время единый советский народ, не исключая русских, которые, несмотря на фактическую потерю имперского статуса, сохраняют представления о своем имперском предназначении, ответственности за судьбу России, своей богоизбранности как народа-богоносца. Задачу этнической мобилизации русских ставили и ставят перед собой различные русские патриотические организации, которые в рамках закона последовательно борются с проявлениями русофобии и успешно отстаивают традиционные ценности русского народа в борьбе за духовно-нравственное преображение России в русле Русской цивилизации на путях воскрешения/ Святой Руси.

В отсутствие каких-либо правовых рамок для создания этнических (этнокультурных) сообществ, которые могли бы выражать и отстаивать требования местного населения, эта мобилизация нередко выплёскивается в формы "русского бунта, бессмысленного и беспощадного". В ответ на это власти, которые порой не проявляют должного внимания к судьбе русского населения, борются с теми, кого они называют экстремистами. Естественно, что видя незащищённость русских со стороны российских властей и безнаказанность убийц, заигрывание властей с национальными элитами других народов России, представители некоторых народов ведут себя вызывающе по отношению к русским и в областях, населяемых преимущественно русскими, таких как, например, Ставропольский край. Подавляющее большинство бунтов в малых и средних русских городах (Кондопога и других, начиная с 2000 года и кончая годом текущим) были спровоцированы убийствами русских местных жителей выходцами из нерусских регионов России/.

Следствием бездействия/ властей в деле наведения элементарного порядка является массовый исход русских из национальных республик и размывание этнического баланса в них. Понятно, что такое положение вещей не способствует сохранению целостности России, по крайней мере, в нынешнем её виде как Федерации.

Нерешённость русского вопроса оказывает влияние и на положение наших соотечественников за рубежом. Известно, что русские диаспоры имеются в большинстве стран мира. Значительную долю в населении стран бывшего СССР русские составляют в Казахстане ( от 25 до 30%); Латвии (от 28 до 30%); Эстонии (25,5%); на Украине (более 17%); Киргизии (12,5%); Белоруссии (11,5%) и Абхазии (примерно 11%).

Следствием такой недальновидной политики стало то, что в настоящее время 25 млн. русских на постсоветском пространстве за пределами России не только лишены своей государственности, но и оказались второсортными гражданами.

По вышеназванным причинам сегодня русский народ, в духовном смысле этого слова, переживает, без преувеличения, один из самых тяжелых и безотрадных периодов в своём национальном бытии. При таком бедственном и отчаянном положении русского народа принципиально важной является констатация того факта, что Русская Православная Церковь как в прошлом, при святителях Московских Алексии, Иове, Гермогене и Тихоне, в период местоблюстительства Патриарха Сергия (Страгородского), так и теперь, под омофором её Первосвятителя Патриарха Кирилла, сохраняет преемственность своего курса на всемерную духовную поддержку русского народа, который всегда был, есть и будет государствообразующим народом России, верующие представители которого составляют подавляющее большинство её народа Божия.

Думается, что от правильного решения русского вопроса зависит то, что называется – быть или не быть российской государственности и самой русской цивилизации. То, что русский вопрос, рано или поздно, всё равно будет решён, не вызывает никаких сомнений. Всё дело только в том, будет ли судьба русского народа решена в правовом поле современного государства или каким-то иным образом. Отечественная история даёт немало примеров того, как на территории нашей страны возникали и исчезали те или иные государственные образования, а русский народ вопреки всему остаётся жив.

Вера в будущее русского народа как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом зиждется на понимании того, что русский путь ещё не пройден. Как представляется, решение русского вопроса надо искать в духовной плоскости. То есть, будущее русского народа – богоносца находится в руках Божиих. Бог наказал свой избранный народ французским нашествием 1812 года, немецким вторжением в 1941 году, казнями египетскими в период существования богоборческого режима. Но Господь терпелив и многомилостив к любящим Его. И за любовь русского народа к Богу он будет прощён. А для этого мы все должны покаяться в духовном поражении и физическом позоре русского народа 95 лет назад, когда русские, в том числе православные христиане, распяли власть Бога на русской земле. И когда мы это осознаем и исправим наши ошибки, к нам придёт понимание того, как изменить нашу жизнь к лучшему. Благодарю за внимание.

Оцените материал
(3 голосов)
  • Комментарии не найдены
Добавить комментарий

thin line

Яндекс Д

Оглавление

Слово настоятеля

КОММЕНТАРИИ

Гость - Олеся
Здравствуйте. Огромная просьба пришлите главное фото со стр или если есть и другие или ссылку на фот...
Гость - Vika
Верно все написано! Как же много стало последнее время сектантских организаций под прикрытием оздор...
Гость - Константин
В статье написано: "Основная задача немцев была — сломить защитников, но этого сделать так и не удал...
Гость - Бениамин Арустамян
Уважаемые единоверцы! С чувством благодарности прочитал я обращение Патриарха Московского и Всея Ру...
Гость - Марина
Господь руками этого святого творил настоящие чудеса. Операции, которые Лука делал на войне, удивите...

Архив материалов

« Апрель 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Flag Counter

yandex

Яндекс.Метрика

Разработка веб студии АН-2 (2012)

Вход or Регистрация

Регистрация

Ваша регистрация
или Отмена